Как быть хорошей мамой.

Пожалуй, роль мамы – самая сложная роль в жизни. Почему? Ведь эта роль  большинством женщин  воспринимается как миссия, как смысл жизни?

Потому что надо быть хорошей. Потому что никто не хочет быть плохой мамой. А хорошая мама – это большая ответственность. Причем, эта ответственность такая большущая, такая тяжелющая, такая необъятная, что давит на плечи так, аж коленки подгибаются. Ведь это не одна ответственность, а как минимум  их пять-десять: перед собой, перед мужем, перед ребенком, перед своими родителями, перед родителями  мужа, перед соседями, перед детсадом, перед школой и так далее. Чем дальше в лес, тем больше дров. Надо, чтобы ребенок был и умненький, и чистенький, и ходить чтоб пораньше начал, и зубки чтобы вовремя прорезались, и не орал чтобы громко, и гулять надо, и плавать, и дома чтобы влажная уборка, и пеленки с двух сторон выглаженные, и стишки чтобы читал, и улыбался чтобы чужим дядям и тетям… Этих пунктов можно тысячу написать. И по каждому пункту мама принимает на себя ответственность и ставит себе оценку: хорошая мама/плохая мама. А когда ребенок в школу пойдет, здесь станет вообще все просто: чем лучше оценки у ребенка – тем лучше мама. И далее: чем престижнее ВУЗ, тем лучше мама. Чем «круче» место работы у  уже взрослого ребенка, тем более высокую оценку ставят родителям  окружающие.

Так идет бесконечная гонка в попытке доказать миру свою хорошесть. И я не могу сказать, что это плохо. Я хочу лишь напомнить, что мама – это не единственная роль женщины. Есть еще и жена, и дочь, и сестра, и та, кто она есть по профессии. А еще хочется петь, танцевать, рисовать, и гулять не с ребенком, а просто одной гулять. И самое ужасное, что все это тоже получает оценки. Ты хорошая жена, но ты, не дай бог,  плохая дочь, ты хорошо рисуешь, ты плохо поешь. Как же это ужасно – все время получать оценки!! И как это больно – ждать наказания в виде оценки «плохо»!!

Что же делать? Как же не чувствовать себя разделенной, как же не разрываться на части, как обрести заветное душевное спокойствие, то самый дзэн, о котором пишут в книгах и рассказывают в притчах? Сегодня дам четыре упражнения.

  1. Напишите сочинение на тему, что такое хорошая мать и что такое плохая мать. Пусть ваше сочинение начинается со слов «Хорошая мама – это…», а затем «Плохая мама – это…». Затем оцените: откуда вы почерпнули эти сведения? Кто вам рассказывал о том, какие признаки относятся к хорошему, а какие – к плохому? Посмотрите вокруг, на других женщин. Какие признаки из ваших списков есть у них? Теперь оцените ваши списки с позиции : а если ребенок – мальчик, а если ребенок девочка, а если родилась двойня, а если мы живем в однокомнатной квартире, а если мы живем в деревенском доме, а если мы живем на юге, а если мы живем на севере. Какие выводы, какие озарения у вас появились в результате этого упражнения? Напишите в комментариях.
  2. Напишите список всех своих ролей: дочь, жена, мама, домохозяйка, сестра, подруга и т.п.
  3. Напишите список 50 своих «хороших» качеств. Это не описка. Именно 50, и не меньше. Начните с описания себя снаружи (например, шелковистые волосы, гладкая кожа) и заканчивая своим навыками, умениями, чертами характера и душевными качествами. Заглядывайте в список своих ролей  и ищите в себе те, качества, благодаря которым вы справляетесь со всеми этими ролями. Причем, не важно – на какую оценку справляетесь. Вы же делаете что-то в своей роли. Вспоминайте – за что вас хвалили, какие комплименты вам делали.  Осознайте во время упражнения свое величие. Согласитесь, что вы делаете очень много в вашей жизни для тех, кто рядом с вами.

Очень многие наши страдания исходят от того, что мы наклеиваем ярлыки или бирки.

Потому что мы учили в детстве «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». И мы автоматически присваиваем всем окружающим предметам эти бирки : «хорошо» или «плохо». Но, согласитесь, есть еще мудрая поговорка: что русскому – хорошо, то немцу – смерть. То есть, если для сибиряка зима при минус 20 градусов – это теплая зима, то для индуса или тайца  такая зима действительно  равносильна смерти. Какую бирку прикрепить к зиме в минус 20 градусов – хорошая она или плохая?

Поскольку я говорю о мамах, то вот еще пример об относительности того, что мы знаем. Не знаю, как сейчас преподают, но в мое время нам рассказывали о введении прикорма грудничкам таким образом: ленинградская школа педиатрии рекомендует вводить в качестве первого блюда прикорма овощное пюре, а московская школа – творог. Также они спорили между собой и насчет времени введения первого прикорма – в 4 или в 5 месяцев. Каждая школа приводила доказательства своей точке зрения. И кто же прав? Прав малыш. Который попробует то, что мама ему дает, и совершенно четко – выплевыванием — продемонстрирует – что ему нравится, а что – нет.

О чем я здесь говорю?  О том, что чувство вины, которое зачастую появляется у мам, связано с тем, что мы сами ставим себе оценки, ориентируясь на чьи-то нормы и правила, на чьи-то представления о жизни. Мы сами сравниваем себя с кем-то и, если мы нравимся себе больше, то ставим «отлично», если же нравимся себе меньше, то ставим «неуд». Но от наличия любой оценки сам предмет не меняется. Творог остается творогом, зима – зимой, овощи – овощами. Поэтому: итог первого упражнения – все относительно. Итог второго упражнения: вы  делаете в вашей жизни очень много, и вы – герой! Итог третьего упражнения: вы – прекрасны во всех своих проявлениях!

А теперь четвертое упражнение- вопрос-размышление: что объединяет все ваши роли?

Чтобы было легче выполнить четвертое упражнение, и чтобы вообще было легче жить, рекомендую освоить технику расслабленной концентрации. Подробнее о ней можно прочитать здесь

Рада ответить на вопросы. И желаю радости бытия!

Евгения Шагина, с любовью

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *