Прочла небольшой пост об успехе у Армена Петросяна (близкий мне по размышлениям человек), и снова задумалась об этом понятии.
Вспомнилась вся жизнь до самого детства. Успех поощрялся в семье, в школе. Про институт как-то не помню (в медицинском у нас как-то про успешность не очень говорили). А затем работа в компании, где успех и признание являются фундаментом для карьерного роста.
Наверняка это и вам знакомо, правда? Мы же всегда поощряем детей к новым достижениям, говоря «молодец!», «здорово!». Мы радуемся «пятеркам» и ругаем за «тройки». Мы частенько не замечаем каких-то маленьких побед, потому что уверены, что ребенок может лучше ( к тому же, он уже делал лучше), и говорим: « «Четверка» по литературе, конечно, хорошо, но ты же можешь лучше!».
Мало кому придет в голову сказать про водителя, дворника, продавца, что он успешный. Потому что успех обычно связан с результатом, причем, с видимым результатом. То есть, когда мы говорим, что человек успешен, мы подразумеваем какие-то конкретные цифры за этим словом. А цифры конвертируются в деньги. Которые у взрослых становятся мерилом успеха. Знаете поговорку: если ты такой умный, то где тогда твои деньги? Вот это как раз об этом.
Но все-таки одних только денег не достаточно. Нужна еще известность. Потому что какой смысл, как Кощей, над златом чахнуть? Ну, может быть, не всемирная известность, но хотя бы в пределах своего городка, или своей профессиональной сферы. Даже в школе – есть просто отличники, а есть отличники, которых все знают. Вторые считаются более успешными, чем первые.
Еще один показатель успешности – статус. Потому что старший водитель, конечно, успешнее просто водителя. А народный артист успешнее артиста. При этом, мы вот сейчас с вами уже понимаем, что талант и мастерство не всегда связаны со статусом. Талантливый и успешный – это разные понятия, верно?
А потом наступает такой прекрасный возраст: 40-42 года. Его еще называют средним. Правда, чаще этот возраст связывают со словом «кризис». То есть говорят про кризис среднего возраста. Так вот в этом чудном возрасте все становится с ног на голову или наоборот. И понятие успеха тоже претерпевает изменения.
К этому времени гонка за успехом начинает томить, напрягать, утомлять. Потому что когда есть цифры, тогда эти цифры все время надо повышать. Была «тройка» — давай учить на «четверку», потом на «пятерку», потом – на Олимпиаду. А если не получается, то родители вздыхают и говорят: «Зато ты хорош в спорте!» На работе: стажер – специалист – главный специалист – ведущий специалист – начальник – потолок. Ага, чтоб дальше успешность повышать, надо переходить на новое место работы. Чтобы там быть опять ведущим специалистом, но компания круче, и поэтому ты почти что бог, и есть еще куда развивать свою успешность.
Так вот, как я уже сказала, к сорока годам этот пресс из бесконечной постановки новых целей начинает давить так, что в ответ организм выдает де-прессию, когда перестает реагировать на внешнее или, наоборот, реагирует не адекватно бурно. Но мы уже привыкли, что надо выше, больше, дальше, и начинаем стыдиться своей лености и апатии. Потому что надо быть счастливым и радостным. Это тоже признак успешного человека.
Затем, мы пересматриваем понятие «успех». И из цифр переводим его в состояние. Говорим, что успех – это состояние гармонии, или баланса, или быть в ладу с собой, или что-то еще подобное. После сорока мы начинаем жизнь ощущать по-другому, и очень многие понятия у нас меняют свое значение. Если в 30 «хороший вечер» проходил где-нибудь на дискотеке, или у костра, то в 45 «хороший вечер» вполне может переместиться за столик при свечах, или превратиться в вечерний закат на городской набережной. У каждого – свое.
Мое сегодняшнее понимание успеха – это востребованность, нужность, полезность. Если я нужна детям (не как прислуга, а как друг и помощник/подсказчик), то я успешная мама. Если я нужна родителям (поговорить, посидеть вместе за ужином, посмеяться, что-то сделать вместе), то я успешная дочь. Если людям нужны мои знания, навыки, способности – я успешная, как профессионал.
Но даже в этом случае – в случае, когда я востребована, очень важно быть в первую очередь нужной себе. Тогда приоритеты будут выстроены так, что я не заболею от того, что работала (приносила пользу) без отпуска. А если я заболею, то кому тогда нужен мой успех?
Да, наверное, так: успех – это быть в ладу с собой (внутренняя составляющая) и быть востребованным (внешняя составляющая). В этом случае можно работать кем угодно и быть успешным. Успешным дворником, успешной домработницей, успешным сантехником, успешным предпринимателем. Успешен тот, к кому стоит очередь, а он не дает рекламы. И при этом такой человек не устает. Потому что в ладу с собой – владеет собой.
Евгения Шагина, с любовью.
5 февраля в 20.00 по иркутскому времени (15.00 по московскому времени) провожу вебинар – КАК БЫТЬ В ЛАДУ С СОБОЙ. Ссылка: https://login.webinar.fm/shagi905.
Вебинар можно смотреть с айфона и смартфона. Инструкция ниже:
Вы можете подключится к вебинару через планшетный компьютер Apple iPad (с установленной iOS версии не ниже 4.0). Для этого Вам необходимо:
- Установить на iPad из магазина App Store альтернативный веб-браузерPuffin(можно найти поиском по подстроке «Puffin»).
- Либо установить на iPad из магазина App Store альтернативный плеерPhoton Flash Player for iPad(можно найти поиском по подстроке «Photon»).
- После установки и запуска выбранной программы на iPad, необходимо ввести ссылку на вебинар. Важно ввести ссылку точно в таком же виде, как она представлена в тексте.
- На открывшейся странице введите в поле свою фамилию и имя. После этого с помощью кнопки«Войти»вы можете запустить комнату онлайн-программы.
Подключение с устройств на базе ОС Android аналогично подключению с iPad. Для этого Вам необходимо:
- Установить на планшет/смартфон на базе Android из магазина Google Play альтернативный веб браузерPuffin(можно найти поиском по подстроке «Puffin»).
- Либо установить на планшет/смартфон на базе Android из магазина Google PlayPhoton Flash Player & Browser(можно найти поиском по подстроке «Photon»).
- После установки и запуска выбранной программы, необходимо ввести ссылку, которую Вы получили в тексте.
- На открывшейся странице введите в поле свою фамилию и имя. После этого с помощью кнопки«Войти»Вы можете запустить комнату онлайн-программы.