-Я наломала веток сирени и преподнесла воспитательнице, мне хотелось доставить ей радость, но она отругала меня…
-Во что ты поверила тогда?
-Что ЗА ДОБРЫЕ ДЕЛА НАКАЗЫВАЮТ.
— Это как-то проявляется в жизни сейчас?
— Да. Так часто бывает. Делаешь-делаешь что-то хорошее, а потом – бац, и заболеешь, например, или еще и выговор получишь.
— Мне очень хотелось иметь эту брошку, но мама сказала, что нет денег на глупости. Я попросила денег у соседки и купила брошку. Мама меня отругала, мне пришлось сходить в магазин и сдать брошку назад. Это было стыдно. Плюс меня лишили дня рождения.
— Во что ты поверила тогда?
— Что ЕСЛИ БУДЕШЬ СЛЕДОВАТЬ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ, ТО БУДЕШЬ НАКАЗАНА. СЛЕДОВАТЬ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ – СТЫДНО.
— И как это сейчас проявляется в жизни?
— Я стараюсь не допустить такого. Сложно устроиться на желаемую работу, делать то, что хочешь, потому что есть страх, что потом обязательно будет плохо.
— Я была маленькая, но умная. Взрослые задавали мне вопросы и смеялись, когда я отвечала. Я чувствовала себя, как хорек в клетке. Мне казалось, что бы я ни делала, все не так. А как надо – я не знала.
— Во что ты поверила тогда?
— СО МНОЙ ЧТО-ТО НЕ ТАК. Я не такая, как от меня ждут. НАДО ДЕЛАТЬ НЕ ТО, ЧТО ХОЧЕШЬ, А ТО, ЧТО ОТ ТЕБЯ ЖДУТ.
— Сейчас это отражается на твоей жизни?
— Конечно. Вечные мысли: что не так? Что я не так сделала? Как сделать так, чтобы соответствовать? Вымораживает это и мешает получать от жизни то, что я хочу.
Я сейчас не хочу сетовать на взрослых по поводу их поступков. Потому что я тоже ругала своих детей за сломанные вещи, обман, хотела гордиться ими и для этого демонстрировала достижения детей. Я тоже не догадывалась о том, что ребенок – это лишь маленькое тело, но вполне осознанные душа и разум. Мои дети, дочь и сын, когда достигали подросткового возраста, говорили мне о том, что нет взрослых и детей, есть взрослые в детских телах. Или дети во взрослых телах. Дети так многому учат!!
Мне кажется, что проблема взрослых в том, что они слишком много на себя берут. Нас самих в детстве научили хорошему: надо брать ответственность, мы в ответе за тех, кто приручили. И мы эти истины поняли слишком буквально. Мы стали жить жизнью детей, вытесняя их из их же жизни. При этом наша собственная жизнь пустует без хозяина в ней. Странная логика, правда?
Что, если представить годовалого малыша взрослым дядей, который в силу каких-то причин заново учится ходить или говорить? Наверное, мы бы не стали ему говорить «уси-пуси», и умиляться. Была бы нормальная радость от того, что получается, отношение, как к существу разумному и нормальный разговор: вот так надо подстраховаться, вот это лучше сделать так, безопасность вот так обеспечивается. Потребуется точно также терпение, любовь, принятие. Но если ко взрослому будет отношение как к недоумку, то вряд ли он научится чему-то. Дети – существа другие, и они продвигаются в своем развитии, несмотря ни на что, даже на наши пляски с бубнами вокруг них.
Зачем я пишу об этом? Пожалуй, для того, чтобы мы посмотрели в глаза наших детей и увидели там нечто большее, чем СВОЕГО ребенка. Чтобы посмотрели в свои глаза и увидели там нечто большее, чем свое тело. Чтобы признались себе, что мы лишь помогаем нашим детям адаптироваться в этом мире. Также, как если бы мы помогали иностранцу освоиться в нашей стране. Осознание себя не собственником детей, насильно (хоть и из благих намерений) вбивающим истины, а лишь проводником и помощником, помогает им не забыть, кто они есть, помогает ощущать себя нужным, любимым и всемогущим. И вырасти таким же.
Решаем проблемы отношений с собой, детьми, партнерами на квесте «Шаги навстречу. Отношения в порядке». Старт 29 марта.
Евгения Шагина, с любовью